БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИЕЙ

С 1 сентября 2012 года начал действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через Интернет.

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Делится она на два основных вида:

  1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
  2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — нормативный акт, предусматривающий отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста.

Закон запрещает распространение информации категорий, кроме «0+» без знака информационной продукции, за некоторыми исключениями.

Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах. Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории. Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении — разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, — видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет, какая информация будет доступна его ребенку.

Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий. Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Законы должны выполнять. Это базовый принцип правового общества. И кому как не книжникам быть ярыми поборниками соблюдения этого принципа. Ведь книга, печать – это канал массовой коммуникации.

Конечно, ФЗ № 436 «О защите детей…» серьезно осложняет жизнь издателя детской книги и прежде всего так называемых «издателей новой волны». Во многом благодаря их новаторству и экспериментам книжный рынок России пополнился «свежими», неортодоксальными проектами для детей.

К сожалению, в сегодняшней издательской практике многое упрощено, принесено в жертву актуальности и стремлению «говорить с подрастающим поколением на одном языке». Но в этом смысле ФЗ № 436 «О защите детей…» ничего не ужесточил, а лишь напомнил издателям о грамотном (профессиональном) подходе к подготовке изданий для детей. 

По большому счету, проблема идентификации и попадания/непопадания под действие Закона сужается до отдельных групп книжной продукции, и прежде всего литературных и псевдодокументальных текстов, где художественное отображение действительности (или авторские фантазии) преобладают над фактической достоверностью в силу жанровых особенностей такого рода произведений. И в данном случае с точки зрения любого родителя вполне правомерны и оправданы те ограничения, которые вводит законодатель, перечисляя виды информации, причиняющие вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенные к распространению среди детей, а именно (ст. 5): 

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; 

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 

5) оправдывающая противоправное поведение; 

6) содержащая нецензурную речь;

7) содержащая информацию порнографического характера. 

Следует иметь в виду, что ФЗ № 436 «О защите детей…» не является идеологической цензурой или запретительным актом. Он лишь требует соблюдения определенных правил, заставляя издателей и книготорговцев быть более ответственными за то, что они создают и продают, более ответственными перед читателями / покупателями. Ведь издание детской книги – это большая ответственность за мораль и нравственность молодого поколения, а потом уже бизнес. И Закон лишь правильно расставляет приоритеты. 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАШИХ ДЕТЕЙ ПРИ ПРЕБЫВАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТА

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете. Но вместе с тем все острее встает проблема, т. к. он развивался вне какого-либо контроля, то теперь представляет собой огромное количество небезопасной информации. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

Следует понимать, что, входя в Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать.

Это прежде всего:

Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма реальной. Интернет — это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, Всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна. Приведем несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для ваших детей:

  1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
  2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;

3.Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

4.Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как: домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;

  1. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;
  2. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями, с которыми познакомился в Интернете.

7.Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОТЛИЧАТЬ ПРАВДУ ОТ ЛЖИ В ИНТЕРНЕТЕ?

Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернета материалам, ведь опубликовать информацию в интернет может абсолютно любой человек.

Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие, как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать  различные источники информации;

Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.

Памятка для обучающихся

Памятка для родителей

Положение о комиссии по вопросам регламентирования доступа у информации в интернете